Вещи на порядок выше

Автор: Антонов Виктор, pr-менеджер PROMOTO
     «Почему-то бытует мнение, что современному интеллектуальному человеку горы необходимы, как антитеза его интеллекта, как разрядка. Это неправильно. Смешно думать, что альпинистский быт и практика горовосхождений освобождают человека от размышлений. Напротив. Здесь, вдали от телефонов, толчеи, домашних дел, чаще, чем где-либо, приходят «длинные» профессиональные мысли, значительные идеи, сами собой вспыхивают острые и глубокие мировоззренческие споры. Тем — масса.» Ю.Визбор „Лучше гор – только горы!”

Изначально, целью нашей поездки было посещение I этапа Чемпионата России по мотоспорту, проходящего близ города Владикавказ в местечке под названием Архонка. Казалось бы – всё просто – приехали, выступили, уехали. Но о горах так нельзя. вид из автомобиляНельзя свести все те красоты, что предстали перед нами, к примитивному слову «доехали». Нам посчастливилось пережить настоящее приключение, приобщиться к традициям и культуре осетинского народа, отведать вкуснейшей местной кухни и, в конце концов, даже что-то переосмыслить в жизни в целом. Именно весомость всего произошедшего для каждого из нас, в общем, и автора этого текста в частности, и стала первопричиной написания этой статьи. Статьи не о наших спортивных достижения, а о пути на них и быте вокруг них.
     Выехав поздней ночью на двух машинах, в виде спортивной команды PROMOTO BMW ENDURO RUSSIA, под разговоры обо всем и не о чем, мы наматывали километры сначала десятками, потом сотнями. Время меняет свой ход, день сменяет ночь, а ты продолжаешь двигаться вперед, не имея возможности знать, стоит ли дискомфорт длительного перемещения на автомобиле того, что ждет тебя впереди.
     Равномерное продвижение кортежа в сторону Кавказа было омрачено мелким ДТП, которое могло быть гораздо серьезнее, если б не мастерство водителя нашей машины. Жигули нырнули из левого ряда к обочине, почти перпендикулярно потоку, и в дорогеударили наш автомобиль в заднее левое крыло. Дабы не тратить время и не отставать от графика – решили проблему на месте и двинулись дальше. Тем более, что обе наши машины застрахованы по КАСКО.
     Когда водители уставали - мы останавливались в придорожных кафе и вливали в себя очередную порцию бодрящего пойла, гордо именуемого кофе. Впрочем, свое дело напиток делал, и на какое-то время становилось полегче. Так продолжалось до славного города Ростов, где мы решили остановиться на ночлег. Накрапывал противный моросящий дождь, и мы поспешили поставить машины на охраняемую парковку гостиницы «Евразия», что бы поскорее поужинать и удовлетворить потребность ноющего тела в нормальной кровати и нескольких часах сна.
     Плотно поужинав и выпив по бутылке местного пива, мы отправились спать, что бы в 5 утра продолжить свой путь. В номерах не было ничего, кроме душа и кроватей, а нам ничего больше было и не нужно.
     Почти без задержек, рано утром мы продолжили свой путь, как и планировали. Постепенно рассветало, появилось солнышко, которого нам так не хватало накануне. Ехать стало веселее. Так продолжалось, пока в 20 минутах езды от границы с Осетией, наш автобус на сужении не притер небольшой грузовичок. Водитель грузовика вел себя довольно эмоционально и настаивал на вызове ГИБДД. Его просьба была удовлетворена, а мы потеряли несколько часов. Тем временем, подоспели наши встречающие (московский друг Денис, вместе с тремя осетинскими ребятами, вызвавшимися помогать нам в нашем путешествии) с границы, и, закончив оформлять ДТП, мы двинулись дальше уже тремя машинами.
в дороге
     Во главе с ребятами-осетинами, знающими специфику местного движения, поехалось быстрее и задорнее, в результате чего подпорченное аварией настроение постепенно восстановилось. Помню, еще пока ковырялись с ГИБДД, сказал встречающим ребятам, что мне понравились холмы в районе Пятигорска. В ответ они разразились смехом, тогда еще мне не понятным. И вот, через некоторое время петляния по населенным пунктам, нам открылся вид, который заставил открыться наши рты. Вдали, над кронами деревьев, появились снежные вершины гор, к которым, всем на радость, мы и двигались.

Хотите проверить себя как филолога? Считаете, что неплохо владеете словом? Я тоже так думал, пока впервые в жизни не увидел горы, да так и не смог подобрать прилагательных из своего лексикона для описания этой красоты. Восхитительно? Великолепно? Потрясающе? Нет, всё слабовато. Даже фотографии не в состоянии передать всю прелесть того, что мы увидели. Хотелось перестать моргать, что бы можно было смотреть на горы без остановки – смотреть жадно, с застывшим дыханием и открытым ртом.
     Не давая забыться в восторге, наши провожатые привели нас к спортивной базе «Барс» - излюбленному месту отдыха и тренировок кавказских спортсменов. База располагается в Куртатинском ущелье, в окружении прекрасных гор. Мы обустроились в номерах, вышли, выдохнули и сказали «Здравствуй, Осетия!»
горы     Сделав несколько снимков, мы расселись по машинам и отправились на праздничный ужин, организованный специально для нас нашими новыми осетинскими друзьями. Ресторан располагался рядом с бурной горной речкой, прямо у подножия скалы.
     Стол ломился от лакомств национальной кухни: знаменитые осетинские пироги с самыми разнообразными начинками – от сыра до листьев свеклы; шашлык; бараньи ребрышки; кукурузные пироги; кукурузный самогон; самодельное домашнее пиво; трава тархун; рыба; маринованные овощи и т.д. и т.п. Во главе стола сидел Мурат и говорил тосты на осетинском языке, а остальные ребята нам их переводили. К слову, в Осетии очень любят пить за святого Георгия – Победоносца, покровителя воинов и путников. Правда, только мужчины – женщинам за него пить нельзя.
 национальная кухня
     Вдоволь отведав вкуснейшей местной кухни и посетив небольшой заповедник – зоопарк с медведями и барсом, расположенный прямо на скале, на головокружительной высоте, с шутками в духе «нафиг эти гонки, давайте лазить по горам», мы отправились спать.
     Как следует выспавшись и позавтракав, мы отправились на небольшую экскурсию по Куртатинскому ущелью. Посмотрели заброшенные шахты, посетили старый Аланский монастырь в скале, и просто не уставали восхищаться красоте природы вокруг.
 достопримечательности
     Очень сильные впечатления оставил монастырь. Длинная лестница к нему, с очень высокими ступенями, как бы символизирующая трудность пути к истинной вере; скромность внутренней утвари; виды, открывающиеся от монастыря; и в конце концов – крест, высеченный в скале напротив монастыря. Осетия – республика православная, и возможно в связи с отсутствием конфронтации религий, ощущаешь себя легко – как дома.
     Обратите внимание на даты жизни человека, чье имя выбито на этом камне. 1746 – 1913. Кстати, камень этот он принес сам на то место, где тот сейчас стоит.
     Отдельного упоминания заслуживает вода, что течет в местных родниках, коих тут великое множество. Помимо того, что она безумно вкусная - эта вода бодрит и заметно смягчает кожу.
     Как вы могли заметить по фотографиям – солнце не баловало нас своим присутствием – постоянно шел дождь, реже – снег. Но как нам сказали местные – нам повезло. Именно в такую погоду горы предстают в своем полном великолепии – выступающие из тумана, со стелящимися по вершинам облаками.
горы
     После экскурсии мы отправились по спортивным делам – посмотреть трассу перед завтрашней гонкой, поставить лагерь и разыграть жеребьевку.
     К слову, перемещались по Осетии мы на славном автомобиле УАЗ модели «буханка». Машинка работала как часы и летала по серпантину в пример многим импортным внедорожникам.
в поездке
     Вечерело, и команда двинулась обратно на базу, где после вкусного ужина все улеглись спать перед завтрашней гонкой. К 9 утра мы снова были на трассе и благополучно выиграли первый день гонки.
подготовка
     В перерыве между обслуживанием мотоцикла нашего гонщика, удалось покататься на автомобиле ГАЗ-21, который активно пытался продать какой-то местный мужичок, уверяя, что у него их аж 14 штук. К слову, за машину на фото он хотел 450 000 р.
автомобиль
     После гонки мы вновь отправились на базу, по пути посетив красивейший водопад. К сожалению, было уже темно, поэтому фото вышло не очень качественное.
пещеры
     Поужинав и отметив успешное выступление команды на первом дне соревнований, мы легли спать, что бы на следующий день выиграть всю гонку в целом. Заняв первые места среди и профессионалов, и любителей мы приступили к сбору лагеря.
лагерь ПРОМОТОлагерь ПРОМОТО
     На следующий день у нас была запланирована поездка в горы на мотоциклах, где вместе с нашим чемпионом – Алексеем Коломыцыном – выпала возможность прокатиться и автору этого отчета. Поэтому отметили победу и легли спать. Вообще спать ложились довольно рано – толи горный воздух сказывался, толи усталость от соревнований и нервное напряжение.
     Утро встретило нас привычным дождиком – не обращая на него внимания, мы экипировались и двинулись в путь. Сорок километров жесткого серпантина в условиях ограниченной видимости, холмы, горы и пригорки. Поснимали фильм, о том как хорошо кататься на мотоцикле с Лешей в главной роли. Как конечная точка – Кармадонское ущелье, печально знаменитое сошедшим ледником, похоронившим под собой более 100 человек – в том числе актера Сергея Бодрова и его съемочную группу.
достопримечательности
горы
     Серая каменная насыпь – последствия того самого ледника. Лед вместе с камнями снес все на своем пути, на протяжении многих километров и оставил вечную память о себе этой серой полосой на протяжении всего ущелья.
     К сожалению, за рулем мотоцикла фотографировать не очень удобно – поэтому придется вам поверить мне на слово: если вы увлекаетесь внедорожной ездой на мотоцикле – лучшего места вам не найти. Потрясающие виды, обилие сложных и не очень участков, петляющая дорога серпантина с резкими поворотами и перепадами высот – всё это отлично бодрит и тело, и дух.
горыгоры
     Отобедав по возвращению на базу, мы выехали домой в сопровождении наших осетинских друзей. Стоило нам изъявить желание приобрести в качестве гостинцев местную водку и воду «Тархун», как нас тут же привезли к какому-то магазину в Беслане, где радостный хозяин нагрузил нас тремя ящиками водки и упомянутой выше газировки.
     Стоит заметить, что хваленое кавказское гостеприимство – абсолютная правда. Нам были рады везде, все улыбались и норовили чем-нибудь угостить. Так и хозяин магазина предложил выпить «на дорожку» всем, кто не за рулем, искренне пожелал нам удачи и пожал руки. Ребята-осетины, с которыми мы жили на базе, казалось, вообще читают наши мысли – стоило подумать об отсутствии сигарет, как раздавался стук в дверь и кто-нибудь из местных с улыбкой протягивал тебе несколько пачек курева. Это поразительно! Нас одаривали сувенирами, кормили, поили и отказывались брать деньги.
пещеры
     Ребята, если вы это прочитаете, спасибо вам еще раз!
     Окрыленные впечатлениями и эмоциями, долетели до дома практически без остановок. Сейчас, вспоминая все наши приключения, невольно улыбаюсь. Внутри хорошо и спокойно – как заметили многие из нашей команды – перед величием гор все наши бытовые проблемы улетучиваются, в голове само все раскладывается по полочкам, и возвращаешься домой полным сил и идей. От себя лично добавлю, что за две недели пребывания, например, в Тайланде, я испытал гораздо меньше эмоций, чем за полчаса на Кавказе. Наслаждаться местными красотами вам не помешают толпы туристов, а местные жители с искреннем удовольствием сделают все, что бы ваше настроение всегда было приподнятым.
     Напоследок, процитирую упомянутого выше хозяина магазина, щедро одарившего нас водкой и газировкой:
     «Вот у вас там в Москве говорят, что у нас стреляют. Что у нас опасно. Зачем так делают, я не знаю. Вы вот сами побывали и все увидели. Никто у нас не стреляет, все живут спокойно – хозяйство ведут, жизнь праведную. Расскажите там – пусть люди к нам едут. Хорошо ведь у нас, красиво.»
     Компания ООО «ПРО Мото» сердечно благодарит Молодежную региональную организацию «Афон» Республики Северная Осетия – Алания, в лице председателя Дегоева Сергея Казбековича и заместителя председателя Дзугутова Чермена Казбековича, за оказанную помощь и поддержку нашей спортивной команде PROMOTO BMW ENDURO RUSSIA во время участия в I-ом этапе Чемпионата России по эндуро 2010 года во Владикавказе.