Кавказская осень

Текст и фото: Дмитрий Хитров

После довольно активно проведённого лета, меня всё же не покидало ощущение незавершённости. В глубине души, я понимал, что впечатлений и так в избытке, но тем не менее твёрдо решил съездить куда-нибудь на последок. Выбор всегда велик, можно было отправиться на восток, навестить друзей в Тюмени и Екатеринбурге, тысячу лет не ездил в Питер, за два месяца успел соскучиться по Ростову и Краснодару…
      Вечером раздался звонок, и товарищи из Армавирского клуба Soultwins совершенно неожиданно предложили мне поездку, которая стала для меня настоящим украшением осени. Дело в том, что клуб совместно с администрацией гостиницы Чегет, что у подножья одноимённой горы, решили провести первый в истории мотослёт на Кавказе «Легион Чегет». Я всегда мечтал попасть в Приэльбрусье, но изучение Интернет-ресурсов на эту тему наводили меня на мысли, что это не совсем спокойный регион и у москвича на большом мотоцикле, решившего полюбоваться красотами природы, вполне могут возникнуть проблемы с местным населением. Но тут-то – мотослёт, приглашение администрации и я не смог отказаться. Несмотря на спонтанность решения, я нашёл себе замечательного попутчика, моего друга Володю, который очень кстати отлично знал кавказский регион и с нетерпением ждал встречи со старыми друзьями.
      Имея в запасе два дня, мы решили остановиться на ночлег в Ростове, а затем уже ехать на Пятигорск. К вечеру мы пересекли Дон и уже скоро сидели в кафе в компании Володиного армейского друга. Несмотря на сравнительно не дальнюю дорогу из Москвы, трасса M4 нас вымотала и, расположившись в уютной гостинице, мы мгновенно уснули.
      Ещё немного знакомой дороги, станицы, легендарная «Цукерова балка» и вот мы уже свернули на Ставрополье.

Чем дальше мы продвигались на юг, тем дальше за горизонт убегали ставропольские степи – вот где простор, вот где ощущается необъятность России! Ветер здесь тоже явно почувствовал свободу и местами готов был скинуть нас с дороги. Совсем скоро мы въехали в Ессентуки и снова Вова не смог не принять приглашение старых друзей. Для гостей накрыли шикарный стол с непременной бараниной и вкуснейшими гарнирами. Я начал проникаться традициями, слушал живущих здесь людей и мне было необыкновенно радостно от того, что я всё-таки сюда приехал. Уже затемно мы распрощались с гостеприимными хозяевами и направились в сторону гор.
      Начался серпантин, вокруг нас нависали тёмные громадины утёсов, рядом бурлили воды горных рек, но всё внимание было устремлено на незнакомую и опасную дорогу. Заметно похолодало, чувствовалось, что мы поднимаемся всё выше и выше в горы. Наконец, проехав несколько сёл, мы въехали на «Чегетскую поляну» и, недолго поплутав, очутились на месте. За сеткой баскетбольной площадки ночевали с полсотни мотоциклов, а у входа на неё дежурил милицейский УАЗик. Убедившись в полнейшей сохранности наших лошадок, мы сразу отправились в бар гостиницы, дабы принять участие в празднике и отпраздновать благополучное прибытие.
      В баре гремела вечеринка. Лилось пиво, дагестанцы танцевали лезгинку, ведущий раззадоривал собравшихся, проводя байкерские конкурсы, было видно, что люди рады друг другу. Местный трёхзвёздочный коньяк оказался заметно мягче пятизвёздочного, и это не могло не радовать…
      Сильно за полночь я вышел подышать свежим воздухом и, взглянув на небо, обомлел. На фоне звёзд, как на ладони возвышались снежные вершины кавказских гор. Такие впечатления можно описывать сколько угодно, я и сам не раз читал подобные строки, но это надо увидеть, говорю вам – это восторг!
      На утро около входа в гостиницу Чегет собиралась целая группа эндуристов. Они запланировали поездку по горным тропам в сторону грузинской границы, а я с завистью смотрел на них и понимал, что со свои харлеем я буду лишним на празднике жизни. Эх, надо покупать что-то для подобных целей. Попрощавшись со счастливыми обладателями внедорожной техники, мы с Володей отправились к подножью Эльбруса и, оставив на стоянке мотоциклы, встали в очередь на фуникулёр, поднимавший жаждущих на высоту 3300 метров. Далее пришлось пересесть на следующий подъёмник и здесь, медленно карабкаясь в креслах к легендарному «Приюту одиннадцати», я наконец как следует огляделся вокруг. Покрытые снегом величественные горы уходили за горизонт. Великий Кавказский Хребет, непреступная стена, абсолютная тишина, нарушаемая лишь поскрипыванием троса – начинаешь понимать альпинистов! Канатка забралась почти на три с половиной тысячи, здесь многим уже становилось плохо, но до Приюта Одиннадцати оставалось ещё метров 300. Добраться туда можно либо пешком (на это мы пойти не могли) либо на ратраке – специальном тракторе с широченными гусеницами. Скинулись по триста рублей и вперёд! Бормоча, ратрак принялся карабкаться вверх, но на полпути развернулся – дорога на верх обледенела и ехать дальше было опасно. Ну что ж, с первого раза Эльбрус нам не покорился, придётся побывать здесь ещё… дай бог не раз.
      Вечером мы смотрели фотографии горных троп, привезённые нашими товарищами, и в поредевшей компании обсуждали планы на следующий приезд в эти края.
      Утром мы решили позавтракать на горе Чегет, куда вела очередная канатка. Эльбрус стоял перед нами как на ладони. Утреннее солнце освещало заросшие осенним лесом склоны Чегета. Хозяйка кафе вынесла нам осетинские пироги и травяной чай – очень не хотелось уезжать, но мы тешили себя мыслями, что ещё обязательно вернёмся.
      Перед дорогой домой было решено заехать в Верхнюю Балкарию, посмотреть на известные на весь мир карстовые озёра. Небольшие, несколько сот метров в диаметре, они считаются одними из самых глубоких. Спрятанные между гор они кажутся абсолютно сказочными, здесь не живёт рыба, вода «мёртвая». Побродив немного по берегу, мы вернулись к мотоциклам, где нас уже ждала группа местных парней. Через 15 минут нас уже усадили за стол – и снова пироги, и снова баранина!
      Дорога обратно всегда немного сложнее, уже известно что за поворотом, никакой интриги. После Воронежа зарядил холодный октябрьский ливень, который провожал нас до самого дома. Но честное слово, даже это не испортило впечатлений от поездки, и к списку моих планов на сезон 2008 уверенно добавился кавказский слёт Легион Чегет.

За все мои потрясающие эмоции, полученные от поездки, хочу поблагодарить клуб Soultwins, администрацию гостиницы Чегет и лично Фила, Аслана и Залима. Ждите в гости!